ИЗМЕНЕНИЕ ПОНИМАНИЯ СУТИ “СЕМЕЙНАЯ ШКОЛА” В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Автор: Ежикова М.Н., аспирант Государственного автономного образовательного учреждения Тюменской области дополнительного профессионального образования «Тюменского областного государственного института развития регионального образования», академический директор ООО «Школа правильного английского»
Аннотация: в данной статье идет речь о состоянии семейного образования, семейных школ, констатируется аспект возрастания числа детей, переходящих на обучение в семейное образование и необходимость профессиональной подготовки педагогов для работы в семейных школах.
Ключевые слова: профессиональная среда, семейная школа, семейное образование, профессиональные семьи
На современном этапе происходят существенные изменения во всех сферах жизнедеятельности, происходит переосмысление ранее известных явлений. Вопросы образования практически касаются всех профессиональных сфер, так как родители находятся во всех сферах жизнедеятельности, то понимание «семейная школа» часто распространяется на обыденном уровне. К тому же имеет место и термин профессиональная семья. под которой понимают сообщество специалистов- профессионалов выполняющих определенные (сходные) виды деятельности. Другой аспект понимания – это родители различных профессиональных сред прибегают к обучению собственных детей в семейных школах. Все эти обстоятельства и дают основание для более детального изучения пониманиятермина «семейное образование».
Сегодня семейное образование является одной из форм получения образования в нашей стране, закрепленной Федеральным законом № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012. Так оно рассматривается профессионалами. [5]
Петряева Е.Ю., Суменкова Ю.И., Федоровская М.Н., Козинченко И.В. отмечают, что с каждым годом количество семей, выбирающих данную форму, неуклонно растет, и, за последние восемь лет в нашей стране оно выросло в 12,4 раза [4]. А значит и число профессионалов все больше вовлекаются к такому виду образования, оказывая влияние на его развитие, понимание.По данным открытых источников так называемые “семейники” уже составляют более 1% от общего числа учащихся. Принято считать, что подавляющее большинство детей, находящихся на семейном образовании, обучаются дома при помощи родителей или происходит привлечение со стороны родителей педагогов-профессионалов. Это обстоятельство открывает еще один вопрос подготовка таких педагогов-профессионалов с компетенциями, обеспечивающими специфику работы с детьми в семейном образовании. Согласно проведенному в 2015 году опросу, 79% респондентов обучались дома с родителями, 14,8%привлекали репетиторов, и только 6,2% обучались в альтернативной школе. [1] Под “альтернативными школами” авторы статьи понимают школы, где «обучаются дети, числящиеся на семейной форме обучения и проходящие ежегодные аттестации в имеющих лицензию общеобразовательных организациях. Альтернативные школы чаще всего создаются родителями детей, обучающихся в форме семейного образования». [1, с. 190] Остапенко А. А. в статье «Семейные школы как упрёк системе» приводит понятие “семейные (не)школы”, которые создаются либо родителями, либо отдельными педагогами, ушедшими из школы и ведущими образовательную деятельность самостоятельно и без лицензии. [3, с. 54.]
Однако в условиях рыночной экономики ситуация в отношении понимания того, что на сегодняшний день из себя представляет “семейная школа”, кардинально меняется. “Семейная школа”, организованная родителями, становится больше исключением, чем правилом. Чтобы проследить тенденцию, приведем следующие данные. В 2024 году в Тюмени официально в форме семейного образования обучались 677 человек.При этом в городе функционирует более 10 образовательных центров, работающих в формате “семейных школ”. Такие организации ведут свою деятельность на основании лицензии на дополнительное образование детей и взрослых и предоставляют услугу “помощи в подготовке детей к промежуточной аттестации”, что фактически является обучением по основным общеобразовательным программам. Это обстоятельство как раз подчеркивает особенность семейных школ – наличие лицензии. Совокупно в этих центрах обучаются более 500 человек, находящихся на семейном образовании. Исходя из этого, можно сделать вывод, что понятие “семейная школа” на сегодняшний день претерпевает кардинальные изменения, всё меньше родителей принимают решение самостоятельно обучать своих детей и поручают эту задачу социальному бизнесу.
Фиксируются факты, в которых за семейное образование помогают оплачивать профессиональные среды, там где работают родители.
Основной причиной выбора формы семейного образования для 49% родителей является недовольство качеством образования в массовой школе [4] Однако не нужно торопиться винить в этом педагогов. Причин падения качества образовательного процесса в государственной школе, на наш взгляд, несколько:
1.Переполненные классы. Например, в ряде школ крупных городов средняя наполняемость классов - 38 человек. При таком количестве детей в классе очень сложно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку, появляется масса проблем как по результатам учебной успешности, так по характеру социального взаимодействия.
2.Инклюзивное образование. Во многих школах городов нет отдельных классов, осуществляющих адаптированные образовательные программы, в связи с чем дети, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), вынуждены обучаться в обычном классе. При этом ответственность за адаптацию программы и восприятие таким ребёнком материала ложится на плечи учителя. Однако в переполненном классе такие дети зачастую остаются без внимания, не усваивают материал. Возникает масса проблем профессионально-педагогического характера (необходима специальная подготовка педагогов для работы в классах смешанного типа).
3.Неблагоприятный психологический климат в классе. В переполненном и интеллектуально неоднородном классе очень сложно поддерживать дисциплину, ориентируясь на гуманистические принципы. Учитель вынужден повышать голос, использовать негуманные методы работы с детским коллективом, что, безусловно, ведет к созданию неблагоприятной психологической обстановки, падению мотивации к обучению у школьников, возникновению инцидентов травли, буллинга и кибербуллинга.
Вышеперечисленные трудности негативно сказываются и на педагогическом составе. Учителя в государственной школе часто сталкиваются с проблемами выгорания и профессиональной деформации, что в итоге приводит к текучке кадров. К сожалению, в такой ситуации любые курсы повышения квалификации, какими бы качественными они ни были, не будут результативны, так как педагог оказывается лишенным базовых условий для организации качественного образовательного процесса. В этом ключе и перед профессиональным дополнительным образовании обозначаются проблемы разработка содержания и процессуальной составляющей подготовки педагогов к работе в системе семейного образования.
Образовательные центры, функционирующие в формате “семейных” или “альтернативных” школ, несмотря на разные взгляды в вопросах организации учебного пространства, выбора содержания обучения и учебных программ, все же обладают рядом общих черт, таких как:
1.Малокомплектные классы. Количество детей в таких школах варьируется, как правило, от 12 до 20 человек.
2.Обязательная диагностика. Перед поступлением каждый ребёнок проходит обязательную психолого-педагогическую диагностику и определяется в школу по ее результатам, что исключает инклюзивный подход.
3.Гуманистическая педагогика. Личность ребёнка - центр педагогической деятельности, являющаяся равноправным субъектом учебно-воспитательного процесса. Приоритет отдается общему развитию интеллектуальных качеств, а не овладению определенным объемом информации.
4.Более благоприятная психологическая обстановка.“Семейные школы” ориентированы на снижение стресса у детей для повышения учебной продуктивности.
Все вышеперечисленное делает “семейные” или “альтернативные” школы привлекательными не только для детей и родителей, но и для педагогов, которые получают возможность работать в лучших условиях, получая большее удовлетворение от своей деятельности. Стоит, однако, отметить, что делая выбор в пользу “семейной” школы, педагог лишается ряда преимуществ, главное из которых - педагогический стаж, так как он не распространяется на дополнительное образование.
Семейное образование - это тенденция, набирающая все большую популярность не только в нашей стране, но и за ее пределами. Сегодняоно претерпевает ряд фундаментальных изменений, которые нельзя игнорировать. Эти изменения должны быть отражены в законодательных актах, чтобы включить в правовую рамку новых акторов образовательной деятельности, выведя их в легальную плоскость, а также на государственном уровне обозначить проблему для системы дополнительного профессионального образования подготовки кадров для такого образования.
Библиографический список
1.Кощиенко И. В., Покровская Л. И. Семейное образование как вариативная форма обучения // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 190. https://doi.org/10.17805/zpu.2015.4.17
2.Ляликова С. В., Антонов А. И. Социологическое исследование феномена семейного образования // Социально-гуманитарные знания. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskoe-issledovanie-fenomena-semeynogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.01.2025).
3.Остапенко А. А. Семейные школы как упрёк системе // Народное образование. 2021. № 3 (1486). С. 54.
4.Петряева Е.Ю., Суменкова Ю.И., Федоровская М.Н.,КозинченкоИ.В.Семейное образование в Российской Федерации. Анализ данных официальной статисткики// Вестник МПГУ. Серия Педагогика и психология.2024.32URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-obrazovanie-v-rossiyskoy-federatsii-analiz-dannyh-ofitsialnoy-statistiki (дата обращения: 21.01.2025).
5.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2024) "Об образовании в Российской Федерации", ст. 2.
Ключевые слова: профессиональная среда, семейная школа, семейное образование, профессиональные семьи
На современном этапе происходят существенные изменения во всех сферах жизнедеятельности, происходит переосмысление ранее известных явлений. Вопросы образования практически касаются всех профессиональных сфер, так как родители находятся во всех сферах жизнедеятельности, то понимание «семейная школа» часто распространяется на обыденном уровне. К тому же имеет место и термин профессиональная семья. под которой понимают сообщество специалистов- профессионалов выполняющих определенные (сходные) виды деятельности. Другой аспект понимания – это родители различных профессиональных сред прибегают к обучению собственных детей в семейных школах. Все эти обстоятельства и дают основание для более детального изучения пониманиятермина «семейное образование».
Сегодня семейное образование является одной из форм получения образования в нашей стране, закрепленной Федеральным законом № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012. Так оно рассматривается профессионалами. [5]
Петряева Е.Ю., Суменкова Ю.И., Федоровская М.Н., Козинченко И.В. отмечают, что с каждым годом количество семей, выбирающих данную форму, неуклонно растет, и, за последние восемь лет в нашей стране оно выросло в 12,4 раза [4]. А значит и число профессионалов все больше вовлекаются к такому виду образования, оказывая влияние на его развитие, понимание.По данным открытых источников так называемые “семейники” уже составляют более 1% от общего числа учащихся. Принято считать, что подавляющее большинство детей, находящихся на семейном образовании, обучаются дома при помощи родителей или происходит привлечение со стороны родителей педагогов-профессионалов. Это обстоятельство открывает еще один вопрос подготовка таких педагогов-профессионалов с компетенциями, обеспечивающими специфику работы с детьми в семейном образовании. Согласно проведенному в 2015 году опросу, 79% респондентов обучались дома с родителями, 14,8%привлекали репетиторов, и только 6,2% обучались в альтернативной школе. [1] Под “альтернативными школами” авторы статьи понимают школы, где «обучаются дети, числящиеся на семейной форме обучения и проходящие ежегодные аттестации в имеющих лицензию общеобразовательных организациях. Альтернативные школы чаще всего создаются родителями детей, обучающихся в форме семейного образования». [1, с. 190] Остапенко А. А. в статье «Семейные школы как упрёк системе» приводит понятие “семейные (не)школы”, которые создаются либо родителями, либо отдельными педагогами, ушедшими из школы и ведущими образовательную деятельность самостоятельно и без лицензии. [3, с. 54.]
Однако в условиях рыночной экономики ситуация в отношении понимания того, что на сегодняшний день из себя представляет “семейная школа”, кардинально меняется. “Семейная школа”, организованная родителями, становится больше исключением, чем правилом. Чтобы проследить тенденцию, приведем следующие данные. В 2024 году в Тюмени официально в форме семейного образования обучались 677 человек.При этом в городе функционирует более 10 образовательных центров, работающих в формате “семейных школ”. Такие организации ведут свою деятельность на основании лицензии на дополнительное образование детей и взрослых и предоставляют услугу “помощи в подготовке детей к промежуточной аттестации”, что фактически является обучением по основным общеобразовательным программам. Это обстоятельство как раз подчеркивает особенность семейных школ – наличие лицензии. Совокупно в этих центрах обучаются более 500 человек, находящихся на семейном образовании. Исходя из этого, можно сделать вывод, что понятие “семейная школа” на сегодняшний день претерпевает кардинальные изменения, всё меньше родителей принимают решение самостоятельно обучать своих детей и поручают эту задачу социальному бизнесу.
Фиксируются факты, в которых за семейное образование помогают оплачивать профессиональные среды, там где работают родители.
Основной причиной выбора формы семейного образования для 49% родителей является недовольство качеством образования в массовой школе [4] Однако не нужно торопиться винить в этом педагогов. Причин падения качества образовательного процесса в государственной школе, на наш взгляд, несколько:
1.Переполненные классы. Например, в ряде школ крупных городов средняя наполняемость классов - 38 человек. При таком количестве детей в классе очень сложно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку, появляется масса проблем как по результатам учебной успешности, так по характеру социального взаимодействия.
2.Инклюзивное образование. Во многих школах городов нет отдельных классов, осуществляющих адаптированные образовательные программы, в связи с чем дети, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), вынуждены обучаться в обычном классе. При этом ответственность за адаптацию программы и восприятие таким ребёнком материала ложится на плечи учителя. Однако в переполненном классе такие дети зачастую остаются без внимания, не усваивают материал. Возникает масса проблем профессионально-педагогического характера (необходима специальная подготовка педагогов для работы в классах смешанного типа).
3.Неблагоприятный психологический климат в классе. В переполненном и интеллектуально неоднородном классе очень сложно поддерживать дисциплину, ориентируясь на гуманистические принципы. Учитель вынужден повышать голос, использовать негуманные методы работы с детским коллективом, что, безусловно, ведет к созданию неблагоприятной психологической обстановки, падению мотивации к обучению у школьников, возникновению инцидентов травли, буллинга и кибербуллинга.
Вышеперечисленные трудности негативно сказываются и на педагогическом составе. Учителя в государственной школе часто сталкиваются с проблемами выгорания и профессиональной деформации, что в итоге приводит к текучке кадров. К сожалению, в такой ситуации любые курсы повышения квалификации, какими бы качественными они ни были, не будут результативны, так как педагог оказывается лишенным базовых условий для организации качественного образовательного процесса. В этом ключе и перед профессиональным дополнительным образовании обозначаются проблемы разработка содержания и процессуальной составляющей подготовки педагогов к работе в системе семейного образования.
Образовательные центры, функционирующие в формате “семейных” или “альтернативных” школ, несмотря на разные взгляды в вопросах организации учебного пространства, выбора содержания обучения и учебных программ, все же обладают рядом общих черт, таких как:
1.Малокомплектные классы. Количество детей в таких школах варьируется, как правило, от 12 до 20 человек.
2.Обязательная диагностика. Перед поступлением каждый ребёнок проходит обязательную психолого-педагогическую диагностику и определяется в школу по ее результатам, что исключает инклюзивный подход.
3.Гуманистическая педагогика. Личность ребёнка - центр педагогической деятельности, являющаяся равноправным субъектом учебно-воспитательного процесса. Приоритет отдается общему развитию интеллектуальных качеств, а не овладению определенным объемом информации.
4.Более благоприятная психологическая обстановка.“Семейные школы” ориентированы на снижение стресса у детей для повышения учебной продуктивности.
Все вышеперечисленное делает “семейные” или “альтернативные” школы привлекательными не только для детей и родителей, но и для педагогов, которые получают возможность работать в лучших условиях, получая большее удовлетворение от своей деятельности. Стоит, однако, отметить, что делая выбор в пользу “семейной” школы, педагог лишается ряда преимуществ, главное из которых - педагогический стаж, так как он не распространяется на дополнительное образование.
Семейное образование - это тенденция, набирающая все большую популярность не только в нашей стране, но и за ее пределами. Сегодняоно претерпевает ряд фундаментальных изменений, которые нельзя игнорировать. Эти изменения должны быть отражены в законодательных актах, чтобы включить в правовую рамку новых акторов образовательной деятельности, выведя их в легальную плоскость, а также на государственном уровне обозначить проблему для системы дополнительного профессионального образования подготовки кадров для такого образования.
Библиографический список
1.Кощиенко И. В., Покровская Л. И. Семейное образование как вариативная форма обучения // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 190. https://doi.org/10.17805/zpu.2015.4.17
2.Ляликова С. В., Антонов А. И. Социологическое исследование феномена семейного образования // Социально-гуманитарные знания. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskoe-issledovanie-fenomena-semeynogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.01.2025).
3.Остапенко А. А. Семейные школы как упрёк системе // Народное образование. 2021. № 3 (1486). С. 54.
4.Петряева Е.Ю., Суменкова Ю.И., Федоровская М.Н.,КозинченкоИ.В.Семейное образование в Российской Федерации. Анализ данных официальной статисткики// Вестник МПГУ. Серия Педагогика и психология.2024.32URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-obrazovanie-v-rossiyskoy-federatsii-analiz-dannyh-ofitsialnoy-statistiki (дата обращения: 21.01.2025).
5.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2024) "Об образовании в Российской Федерации", ст. 2.