ПОНЯТИЯ “ХОУМСКУЛИНГ” И “АНСКУЛИНГ” В ПАРАДИГМЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Данная статья была опубликована в сборнике статей Международной научно-практической конференции "Информативный потенциал лингвоконструктов" (БелГУ, 2025)
Современная система образования в России переживает эпоху масштабных изменений. Происходит постепенный переход от традиционной системы образования к системно-деятельностному подходу, от авторитарного стиля преподавания к гуманистической модели, меняются и формы организации образовательного процесса. Одной из этих форм является набирающее обороты семейное образование, закрепленное в Федеральном законе 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, подразумевающее под собой обучение вне образовательной организации. [273-ФЗ, ст. 17 п. 1] Принимая решение перейти на семейную форму, родитель берет ответственность за образовательный процесс ребенка на себя.
Актуальность данной темы обусловлена стремительным ростом сторонников семейной формы образования среди российских родителей. Петряева Е.Ю., Суменкова Ю.И., Федоровская М.Н., Козинченко И.В. отмечают, что с каждым годом количество семей, выбирающих данную форму, неуклонно растет, и за последние восемь лет в нашей стране оно выросло в 12,4 раза. [Петряева и др., 2024, с. 67]
Ввиду относительной новизны по сравнению с англо-саксонской образовательной системой, где данная форма получила свое развитие еще в 70-х годах прошлого века [Волкова и др., 2019, с. 49], семейное образование в России пока не обладает развитым категориальным аппаратом и часто прибегает к заимствованию некоторых понятий. Целью данной статьи является рассмотрение таких заимствований, как хоумскулинг (homeschooling) и анскулинг (unschooling), а также возможность и правомерность их употребления в условиях российской образовательной системы.
Обратившись к этимологии данных терминов, мы видим их составное происхождение: home (дом), schooling (образование), а также un- (не), schooling (образование, обучение в школе).
Обратимся к словарям. В Oxford Advanced Learner's Dictionary, а также Oxford Advanced American Dictionary дано следующее определение понятию homeschooling: “the practice of educating children at home, not in schools” (“практика образования детей дома, не в школах”). [Oxford] В толковом словаре Cambridge Dictionary приводится похожее определение: “the teaching of children at home, usually by parents” (“обучение детей дома, обычно родителями”). [Cambridge] Словарь Collins Dictionary определяет homeschooling как “the practice of teaching one's own children at home” (“практика обучения собственных детей дома”). [Collins]
Интересен тот факт, что понятие “unschooling” отсутствует в вышеупомянутых словарях, хотя активно используется в педагогической среде.
Волкова В.В. и Коровяковский Д.Г. рассматривают анскулинг как одну из форм хоумскулинга, которая предполагает отказ от традиционной образовательной классно-урочной модели в пользу естественного познания, где образование осуществляется посредством проживания жизненных ситуаций, а источником получения знаний являются не учебные пособия, а окружающая среда.[Волкова и др., 2019, с. 47]
Гликман И.З. переводит анскулинг как “отрицание школы”, добавляя, что сторонники данной формы обучения убеждены в том, что “школа отжила свое время и должна уступить место иной организации образования”. [Гликман, 2014, с. 34]
В российском образовательном законодательстве отказ от получения образования в стенах школы не означает отсутствие контроля со стороны государства. По закону дети, находящиеся на семейной форме образования, обязаны ежегодно проходить промежуточные аттестации для подтверждения должного уровня образования, зафиксированного в федеральных рабочих программах и иных документах. Отсюда следует, что анскулинг в реалиях нашей страны невозможен, а, следовательно, неприменим как термин в рамках российской образовательной системы. Разумеется, в среде альтернативного образования встречаются похожие на анскулинг образовательные системы. Одним из примеров может служить так называемая вальдорфская школа, образовательная деятельность в которой выведена за пределы классно-урочной системы, но все же в данных школах есть система и определенный образовательный маршрут, а значит, не только ребёнок выступает творцом образовательного процесса.
В Законе 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” также встречается форма получения образования “на дому” (ст. 66 п. 10.), которое также называют “домашнее обучение”. [273-ФЗ, ст. 66 п. 10] Домашнее обучение предполагает получение образовательной услуги школьными педагогами на дому по медицинским или иным показаниям. Ребёнок, находящиеся на домашнем обучении, числится в школе, а планирование и проведение образовательного процесса производится образовательным учреждением.
Однако, в научно-педагогической литературе очень часто встречается путаница понятий “семейное образование” и “домашнее обучение”, заключающаяся в синонимизации данных понятий. В связи с чем вводятся дополнительные понятия, такие, как “надомное обучение”, “обучение на дому”. На наш взгляд, причин сложившейся ситуации две. Первая заключается в отсутствии четкого определения понятия “домашнее обучение” в законодательных актах. Вторая причина носит лингвистический характер, а именно, заимствование понятия хоумскулинг, которое этимологически коррелируются с домашним обучением, но по определению соотносится с семейным образованием, повлияло на разницу в толковании данных понятий.
Таким образом, существенные различия в педагогической традиции, а таке образовательном законодательстве России и англоязычных стран позволяют лишь частично и с осторожностью заимствовать категориальный аппарат.
Подводя итог, зафиксируем следующее:
Список литературы
Автор: Ежикова М.Н., аспирант Государственного автономного образовательного учреждения Тюменской области дополнительного профессионального образования «Тюменского областного государственного института развития регионального образования», академический директор ООО «Школа правильного английского», Тюмень, maria.sakevich@gmail.com
Актуальность данной темы обусловлена стремительным ростом сторонников семейной формы образования среди российских родителей. Петряева Е.Ю., Суменкова Ю.И., Федоровская М.Н., Козинченко И.В. отмечают, что с каждым годом количество семей, выбирающих данную форму, неуклонно растет, и за последние восемь лет в нашей стране оно выросло в 12,4 раза. [Петряева и др., 2024, с. 67]
Ввиду относительной новизны по сравнению с англо-саксонской образовательной системой, где данная форма получила свое развитие еще в 70-х годах прошлого века [Волкова и др., 2019, с. 49], семейное образование в России пока не обладает развитым категориальным аппаратом и часто прибегает к заимствованию некоторых понятий. Целью данной статьи является рассмотрение таких заимствований, как хоумскулинг (homeschooling) и анскулинг (unschooling), а также возможность и правомерность их употребления в условиях российской образовательной системы.
Обратившись к этимологии данных терминов, мы видим их составное происхождение: home (дом), schooling (образование), а также un- (не), schooling (образование, обучение в школе).
Обратимся к словарям. В Oxford Advanced Learner's Dictionary, а также Oxford Advanced American Dictionary дано следующее определение понятию homeschooling: “the practice of educating children at home, not in schools” (“практика образования детей дома, не в школах”). [Oxford] В толковом словаре Cambridge Dictionary приводится похожее определение: “the teaching of children at home, usually by parents” (“обучение детей дома, обычно родителями”). [Cambridge] Словарь Collins Dictionary определяет homeschooling как “the practice of teaching one's own children at home” (“практика обучения собственных детей дома”). [Collins]
Интересен тот факт, что понятие “unschooling” отсутствует в вышеупомянутых словарях, хотя активно используется в педагогической среде.
Волкова В.В. и Коровяковский Д.Г. рассматривают анскулинг как одну из форм хоумскулинга, которая предполагает отказ от традиционной образовательной классно-урочной модели в пользу естественного познания, где образование осуществляется посредством проживания жизненных ситуаций, а источником получения знаний являются не учебные пособия, а окружающая среда.[Волкова и др., 2019, с. 47]
Гликман И.З. переводит анскулинг как “отрицание школы”, добавляя, что сторонники данной формы обучения убеждены в том, что “школа отжила свое время и должна уступить место иной организации образования”. [Гликман, 2014, с. 34]
В российском образовательном законодательстве отказ от получения образования в стенах школы не означает отсутствие контроля со стороны государства. По закону дети, находящиеся на семейной форме образования, обязаны ежегодно проходить промежуточные аттестации для подтверждения должного уровня образования, зафиксированного в федеральных рабочих программах и иных документах. Отсюда следует, что анскулинг в реалиях нашей страны невозможен, а, следовательно, неприменим как термин в рамках российской образовательной системы. Разумеется, в среде альтернативного образования встречаются похожие на анскулинг образовательные системы. Одним из примеров может служить так называемая вальдорфская школа, образовательная деятельность в которой выведена за пределы классно-урочной системы, но все же в данных школах есть система и определенный образовательный маршрут, а значит, не только ребёнок выступает творцом образовательного процесса.
В Законе 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” также встречается форма получения образования “на дому” (ст. 66 п. 10.), которое также называют “домашнее обучение”. [273-ФЗ, ст. 66 п. 10] Домашнее обучение предполагает получение образовательной услуги школьными педагогами на дому по медицинским или иным показаниям. Ребёнок, находящиеся на домашнем обучении, числится в школе, а планирование и проведение образовательного процесса производится образовательным учреждением.
Однако, в научно-педагогической литературе очень часто встречается путаница понятий “семейное образование” и “домашнее обучение”, заключающаяся в синонимизации данных понятий. В связи с чем вводятся дополнительные понятия, такие, как “надомное обучение”, “обучение на дому”. На наш взгляд, причин сложившейся ситуации две. Первая заключается в отсутствии четкого определения понятия “домашнее обучение” в законодательных актах. Вторая причина носит лингвистический характер, а именно, заимствование понятия хоумскулинг, которое этимологически коррелируются с домашним обучением, но по определению соотносится с семейным образованием, повлияло на разницу в толковании данных понятий.
Таким образом, существенные различия в педагогической традиции, а таке образовательном законодательстве России и англоязычных стран позволяют лишь частично и с осторожностью заимствовать категориальный аппарат.
Подводя итог, зафиксируем следующее:
- понятия хоумскулинг и “семейное образование” можно считать абсолютными синонимами, несмотря на то, что буквально homeschooling переводится как “домашнее обучение”;
- хоумскулинг и “домашнее обучение” не являются синонимами, так как домашнее обучение предполагает обучение ребенка силами школьных педагогов на дому по состоянию здоровья;
- Анскулинг является одной из форм семейного образования или хоумскулинга, однако в своём полном значении не может быть применим в российской педагогической практике ввиду необходимости прохождения ежегодной промежуточной аттестации, а следовательно необходимости выстраивания определенной системы в образовательном процессе.
Список литературы
- Волкова В. В., Коровяковский Д. Г. Анскулинг как современная форма обучения: история, зарубежный опыт и возможности применения в России // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. № 6 (66). С. 46-56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/anskuling-kak-sovremennaya-forma-obucheniya-istoriya-zarubezhnyy-opyt-i-vozmozhnosti-primeneniya-v-rossii (дата обращения: 23.03.2025)
- Гликман И. З. В защиту школы - против анскулинга // Народное образование. 2014. № 7 (1440). С. 34-40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-zaschitu-shkoly-protiv-anskulinga (дата обращения: 22.03.2025)
- Петряева Е.Ю., Суменкова Ю.И., Федоровская М.Н., Козинченко И.В. Семейное образование в Российской Федерации: анализ данных официальной статистики // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2024. №2. С. 67-82. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-obrazovanie-v-rossiyskoy-federatsii-analiz-dannyh-ofitsialnoy-statistiki (дата обращения: 23.03.2025)
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2024) "Об образовании в Российской Федерации", ст. 17 п.1. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.03.2025)
- Cambridge Dictionary URL: https://dictionary.cambridge.org (дата обращения: 24.03.2025)
- Collins Dictionary URL: https://www.collinsdictionary.com (дата обращения: 24.03.2025)
- Oxford Learner’s Dictionary URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com (дата обращения: 24.03.2025)
Автор: Ежикова М.Н., аспирант Государственного автономного образовательного учреждения Тюменской области дополнительного профессионального образования «Тюменского областного государственного института развития регионального образования», академический директор ООО «Школа правильного английского», Тюмень, maria.sakevich@gmail.com