РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕМЕЙНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Автор: Ежикова М.Н., аспирант Государственного автономного образовательного учреждения Тюменской области дополнительного профессионального образования «Тюменского областного государственного института развития регионального образования», академический директор ООО «Школа правильного английского»
Аннотация. Данная статья рассматривает проблему семейного образования в контексте родительского отношения к ней на современном этапе. Затрагивается вопрос о сущности семейного обучения, а также об изменении общественного мнения по отношению к альтернативному образованию в России (на примере общественного мнения в г.Тюмени). Представлены данные интернет-опроса родителей, чьи дети находятся на семейном обучении, сделаны выводы об общих тенденциях в изменении уровня доверия к семейному образованию.
Ключевые слова: семейное обучение, семейное образование, семейная форма обучения
Семейная форма обучения является одной из возможных форм получения образования, утвержденных Федеральным законом № 273 «Об образовании» 2012 года [13, п.1, ч.1, ст.3].
Семейное образование предусматривает обучение ребенка вне образовательной организации, то есть вне школы, при этом ответственность за организацию учебного процесса берут на себя законные представители [6, C.67] Для подтверждения качества получаемого образования ребенок должен проходить ежегодную промежуточную аттестацию. Не стоит путать семейное обучение с надомным (или домашним), где ребенок по показаниям здоровья вынужден получать образовательную услугу на дому, но процесс обучения организуется общеобразовательным учреждением, к которому он прикреплен.
Само понимание сущности семейного образования на сегодняшний день претерпевает фундаментальные изменения. Так, А.Н. Якунина понимает под семейным образованием «преподавание предметов школьного курса… родителями либо (реже) приглашенными специалистами (репетиторами, гувернерами и т.д.)» [14, C.85]. В свою очередь, Г.В. Гильмидинова отмечает все возрастающую роль учреждений дополнительного образования в рамках семейной формы обучения [3, С. 68].
Таким образом, вопреки своей формулировке, семейное образование на современном этапе не означает, что ребенок обучается исключительно в семье. Учебный процесс может быть организован на онлайн-платформах, в центрах дополнительного образования, на дому с привлечением репетиторов.
Раньше семейное образование часто воспринималось в обществе как форма обучения для детей, не способных обучаться в общей массе сверстников, и требующих индивидуального (или даже коррекционного) подхода [9, C. 103]. В связи с этим отношение к выбору семейной формы обучения для нормотипичных детей было скорее негативным. В последние годы в России наблюдается рост интереса к семейному образованию. В частности, в Тюмени, по данным открытых источников, в период с 2017 по 2022 год количество детей, родители которых предпочли семейное образование, возросло в шесть раз и превысило 2000 человек [8, 10].
Чтобы выяснить причины такой динамики, среди родителей, чьи дети получают образование в семейной форме (в основном обучаются в центрах дополнительного образования г.Тюмени), был проведен онлайн-опрос, в котором приняли участие 86 человек. Подавляющее число респондентов (90%) – это родители младше 45 лет (61% - 35-44 года, 29% - 25-34 года) преимущественно с высшим образованием (92%). 66% респондентов не имели опыта обучения в государственной школе, решив сразу перевести своего ребенка на альтернативную форму обучения. 34% опрошенных имели опыт обучения в государственной школе. Среди основных причин, по которым был сделан выбор в пользу семейной формы обучения, были отмечены следующие:
При этом удовлетворенность семейной формой обучения продемонстрировало подавляющее большинство респондентов. На вопрос: «Что вы считаете самым важным в школе семейного типа?» респонденты могли указать не более трех вариантов. Интересно, что по важности голоса распределились следующим образом:
Последим вопросом в опросе было отношение окружения (членов семьи, друзей, знакомых и коллег) к переводу ребенка на семейную форму обучения. Ответ «отрицательно» выбрали 4%. Таким образом,
негативное отношение (в совокупности с ответом «скорее отрицательно, чем положительно») было отмечено только в 17% случаев, 71% встретили одобрение окружения в данном вопросе.
Разумеется, полученные данные, ввиду относительно небольшой выборки и отсутствия в открытых источниках точных данных о реальном количестве обучающихся на семейной форме, не могут дать полной картины происходящего. Однако на их основании можно сделать вывод об общей тенденции к формированию положительного образа семейного образования не только среди тех, кто выбирает эту форму обучения, но и в обществе в целом.
Также можно сделать вывод о том, что центральное место в предпочтении семейного образования традиционному занимает не недовольство содержанием обучения в государственной школе, а неудовлетворенность организацией учебного процесса, которая приводит к высокому уровню стресса и низкой мотивации у обучающихся.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что семейное образование все прочнее укореняется в сознании общества как положительное явление в образовательной среде, растет уровень доверия. Переход на эту форму обучения является результатом осознанного выбора родителей, для которых условия обучения, а именно комфортная психологическая обстановка, индивидуальный подход и заинтересованность ребенка в обучении являются ключевыми параметрами.
Библиографический список:
Аннотация. Данная статья рассматривает проблему семейного образования в контексте родительского отношения к ней на современном этапе. Затрагивается вопрос о сущности семейного обучения, а также об изменении общественного мнения по отношению к альтернативному образованию в России (на примере общественного мнения в г.Тюмени). Представлены данные интернет-опроса родителей, чьи дети находятся на семейном обучении, сделаны выводы об общих тенденциях в изменении уровня доверия к семейному образованию.
Ключевые слова: семейное обучение, семейное образование, семейная форма обучения
Семейная форма обучения является одной из возможных форм получения образования, утвержденных Федеральным законом № 273 «Об образовании» 2012 года [13, п.1, ч.1, ст.3].
Семейное образование предусматривает обучение ребенка вне образовательной организации, то есть вне школы, при этом ответственность за организацию учебного процесса берут на себя законные представители [6, C.67] Для подтверждения качества получаемого образования ребенок должен проходить ежегодную промежуточную аттестацию. Не стоит путать семейное обучение с надомным (или домашним), где ребенок по показаниям здоровья вынужден получать образовательную услугу на дому, но процесс обучения организуется общеобразовательным учреждением, к которому он прикреплен.
Само понимание сущности семейного образования на сегодняшний день претерпевает фундаментальные изменения. Так, А.Н. Якунина понимает под семейным образованием «преподавание предметов школьного курса… родителями либо (реже) приглашенными специалистами (репетиторами, гувернерами и т.д.)» [14, C.85]. В свою очередь, Г.В. Гильмидинова отмечает все возрастающую роль учреждений дополнительного образования в рамках семейной формы обучения [3, С. 68].
Таким образом, вопреки своей формулировке, семейное образование на современном этапе не означает, что ребенок обучается исключительно в семье. Учебный процесс может быть организован на онлайн-платформах, в центрах дополнительного образования, на дому с привлечением репетиторов.
Раньше семейное образование часто воспринималось в обществе как форма обучения для детей, не способных обучаться в общей массе сверстников, и требующих индивидуального (или даже коррекционного) подхода [9, C. 103]. В связи с этим отношение к выбору семейной формы обучения для нормотипичных детей было скорее негативным. В последние годы в России наблюдается рост интереса к семейному образованию. В частности, в Тюмени, по данным открытых источников, в период с 2017 по 2022 год количество детей, родители которых предпочли семейное образование, возросло в шесть раз и превысило 2000 человек [8, 10].
Чтобы выяснить причины такой динамики, среди родителей, чьи дети получают образование в семейной форме (в основном обучаются в центрах дополнительного образования г.Тюмени), был проведен онлайн-опрос, в котором приняли участие 86 человек. Подавляющее число респондентов (90%) – это родители младше 45 лет (61% - 35-44 года, 29% - 25-34 года) преимущественно с высшим образованием (92%). 66% респондентов не имели опыта обучения в государственной школе, решив сразу перевести своего ребенка на альтернативную форму обучения. 34% опрошенных имели опыт обучения в государственной школе. Среди основных причин, по которым был сделан выбор в пользу семейной формы обучения, были отмечены следующие:
- недовольство качеством обучения в государственной школе (60%);
- высокий уровень стресса у ребенка (53%);
- неблагоприятная психологическая обстановка в классе (45%);
- низкая мотивация к обучению (45%).
При этом удовлетворенность семейной формой обучения продемонстрировало подавляющее большинство респондентов. На вопрос: «Что вы считаете самым важным в школе семейного типа?» респонденты могли указать не более трех вариантов. Интересно, что по важности голоса распределились следующим образом:
- комфортная психологическая обстановка (86%);
- обучение в малокоплектных классах (84%);
- высокая мотивация ребенка к обучению (59%).
Последим вопросом в опросе было отношение окружения (членов семьи, друзей, знакомых и коллег) к переводу ребенка на семейную форму обучения. Ответ «отрицательно» выбрали 4%. Таким образом,
негативное отношение (в совокупности с ответом «скорее отрицательно, чем положительно») было отмечено только в 17% случаев, 71% встретили одобрение окружения в данном вопросе.
Разумеется, полученные данные, ввиду относительно небольшой выборки и отсутствия в открытых источниках точных данных о реальном количестве обучающихся на семейной форме, не могут дать полной картины происходящего. Однако на их основании можно сделать вывод об общей тенденции к формированию положительного образа семейного образования не только среди тех, кто выбирает эту форму обучения, но и в обществе в целом.
Также можно сделать вывод о том, что центральное место в предпочтении семейного образования традиционному занимает не недовольство содержанием обучения в государственной школе, а неудовлетворенность организацией учебного процесса, которая приводит к высокому уровню стресса и низкой мотивации у обучающихся.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что семейное образование все прочнее укореняется в сознании общества как положительное явление в образовательной среде, растет уровень доверия. Переход на эту форму обучения является результатом осознанного выбора родителей, для которых условия обучения, а именно комфортная психологическая обстановка, индивидуальный подход и заинтересованность ребенка в обучении являются ключевыми параметрами.
Библиографический список:
- Баданина К.А. Влияние социальных факторов на развитие семейного образования [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №12-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnyh-faktorov-na-razvitie-semeynogo-obrazovaniya
- Белоусов К.Ю., Яшина М.Н. Развитие семейного образования в России [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-semeynogo-obrazovaniya-v-rossii
- Гильмидинова Т.В. Дополнительное образование детей как среда для получения общего образования в рамках семейной формы обучения [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2023. №209. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey-kak-sreda-dlya-polucheniya-obschego-obrazovaniya-v-ramkah-semeynoy-formy-obucheniya
- Грязнова Е.В., Гончарук А.Г., Лобанова А.А., Жигульский Е.В. Семейное образование в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // АНИ: педагогика и психология. 2020. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-obrazovanie-v-rossii-problemy-i-perspektivy
- Кириченко Е.Б. Семейное образование как социальное явление [Электронный ресурс] // Миссия конфессий. 2023. №73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-obrazovanie-kak-sotsialnoe-yavlenie
- Ляликова С.В. Проблемы семейного образования: социологический аспект [Электронный ресурс] // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2022. №3 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-semeynogo-obrazovaniya-sotsiologicheskiy-aspekt
- Ляликова С.В., Антонов А.И. Социологическое исследование феномена семейного образования [Электронный ресурс] // Социально-гуманитарные знания. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskoe-issledovanie-fenomena-semeynogo-obrazovaniya
- Мальцева Ю. В Тюменской области бум семейного образования из-за уехавших за границу семей [Электронный ресурс] // 72.ru. 2022. URL: https://72.ru/text/education/2022/11/10/71806484/
- Мингазов И.Ф., Яркова Т.А., Милованова Н.Г. Модели и опыт организации семейного образования [Электронный ресурс] // Вестник НВГУ. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-i-opyt-organizatsii-semeynogo-obrazovaniya
- Петрова Е. Около двух тысяч детей в Тюмени начнут учебный год вне школ [Электронный ресурс] // Деловой квартал. 2022. URL: https://tumen.dk.ru/news/237172307
- Сидоров А. Н., Мальцева С. М. Актуальные плюсы и минусы семейного образования [Электронный ресурс] // Образование и проблемы развития общества. 2020. №2 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-plyusy-i-minusy-semeynogo-obrazovaniya
- Силакова О.В., Еремеева О.В. Семейное образование как альтернатива школьному образованию: достоинства и недостатки [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. №11 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-obrazovanie-kak-alternativa-shkolnomu-obrazovaniyu-dostoinstva-i-nedostatki
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
- Якунина А.Н. Семейное образование: мифы и реальность [Электронный ресурс] // Социальная педагогика. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-obrazovanie-mify-i-realnost