Философия образования
В нашем обществе принято говорить и рассуждать о таких прикладных вещах, как методики и педагогические технологии. Все они, как правило, описывают то, как надо обучать и воспитывать.
Сегодня я бы хотела осветить вопрос философии. Сама по себе философия образования как отдельная отрасль философии появилась только в 20-м веке. Она описывает сущность образовательных процессов, то есть то, чего мы хотим добиться в результате процесса обучения и воспитания. Думаю, что именно на философию, пусть даже и не всегда осознанно, мы обращаем внимание при выборе школы.
Я выделила для себя три самых интересных концепции (принимать во внимание концепции, которые никак не соотносятся с российской ментальностью, например, постмодернизм с бесконечным количеством гендеров, я не стала):
- Прагматизм рассматривает образование как совокупность знаний и умений, чтобы выжить в изменяющемся мире. Ценности не являются незыблемыми, их можно менять, если они мешают приспособиться к новой реальности. Метод проектов, к примеру, относится к философии прагматизма: мы видим проблему, обдумываем пути её решения, решаем, а как следствие, приобретаем новое знание.
- Эпистемология добродетелей видит главной задачей образования развитие у обучающегося нравственных и интеллектуальных добродетелей (честность, открытость, любознательность, сила воли и т.п.), которые развиваются и тренируются при изучении абсолютно любой дисциплины школьной программы.
- Конструктивизм уделяет большое внимание развитию познавательных способностей личности и рассматривает образование как процесс конструирование собственного представления о мире, полагая, что представление о мире – это очень субъективная вещь, которая отличается у каждого человека. Генеративное обучение является методом конструктивизма и предполагает создание нового знания на основе анализа уже имеющихся, но для этого необходимо развивать критическое мышление и приобретать знания.
Интересный факт, что исследования в области нейробиологии привели автора книги «Креативный мозг» Э. Голдберга к тем же самым умозаключениям, описанным в концепции конструктивизма, где он описывает механизм рождения принципиально новой идеи в любой области знания: накопление большого объема знаний, способность анализировать эти знания, а затем преобразовывать эти знания нечто новые.
Лично я считаю, что ни одной концепции в чистом виде в современном мире не существует: мы берём что-то из каждой, только в разных пропорциях. И вот именно пропорции определяют схожесть или различность представлений о том, что же составляет сущность образования.
В нашем обществе принято говорить и рассуждать о таких прикладных вещах, как методики и педагогические технологии. Все они, как правило, описывают то, как надо обучать и воспитывать.
Сегодня я бы хотела осветить вопрос философии. Сама по себе философия образования как отдельная отрасль философии появилась только в 20-м веке. Она описывает сущность образовательных процессов, то есть то, чего мы хотим добиться в результате процесса обучения и воспитания. Думаю, что именно на философию, пусть даже и не всегда осознанно, мы обращаем внимание при выборе школы.
Я выделила для себя три самых интересных концепции (принимать во внимание концепции, которые никак не соотносятся с российской ментальностью, например, постмодернизм с бесконечным количеством гендеров, я не стала):
- Прагматизм рассматривает образование как совокупность знаний и умений, чтобы выжить в изменяющемся мире. Ценности не являются незыблемыми, их можно менять, если они мешают приспособиться к новой реальности. Метод проектов, к примеру, относится к философии прагматизма: мы видим проблему, обдумываем пути её решения, решаем, а как следствие, приобретаем новое знание.
- Эпистемология добродетелей видит главной задачей образования развитие у обучающегося нравственных и интеллектуальных добродетелей (честность, открытость, любознательность, сила воли и т.п.), которые развиваются и тренируются при изучении абсолютно любой дисциплины школьной программы.
- Конструктивизм уделяет большое внимание развитию познавательных способностей личности и рассматривает образование как процесс конструирование собственного представления о мире, полагая, что представление о мире – это очень субъективная вещь, которая отличается у каждого человека. Генеративное обучение является методом конструктивизма и предполагает создание нового знания на основе анализа уже имеющихся, но для этого необходимо развивать критическое мышление и приобретать знания.
Интересный факт, что исследования в области нейробиологии привели автора книги «Креативный мозг» Э. Голдберга к тем же самым умозаключениям, описанным в концепции конструктивизма, где он описывает механизм рождения принципиально новой идеи в любой области знания: накопление большого объема знаний, способность анализировать эти знания, а затем преобразовывать эти знания нечто новые.
Лично я считаю, что ни одной концепции в чистом виде в современном мире не существует: мы берём что-то из каждой, только в разных пропорциях. И вот именно пропорции определяют схожесть или различность представлений о том, что же составляет сущность образования.